История

Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)  10 ноября 2011 года на тридцатом (очередном) пленарном заседании был принят Закон Республики Саха (Якутия) «О Счетной палате Республики Саха (Якутия)» от 10.11.2011 976-З № 837-IV.

В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) «О Счетной палате Республики Саха (Якутия)» Счетная палата Республики Саха (Якутия) является постоянно действующим органом внешнего финансового контроля Республики Саха (Якутия) и подотчетна Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

На тридцать первом (очередном) пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 14 декабря 2011 года Президент РС (Я) Е. Борисов и председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) В. Басыгысов предложили на должность председателя Счетной палаты Республики Саха (Якутия) кандидатуру руководителя Управления Федеральной налоговой службы по РС (Я) Егора Маркова. Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС (Я) одобрена и утверждена предложенная кандидатура.

На этом пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 15 декабря 2011 года утверждена на должность заместителя председателя Счетной палаты РС (Я) кандидатура руководителя Департамента социальной сферы и науки Министерства финансов РС (Я) Ирины Басовой.

21 февраля 2012 года на тридцать втором (очередном) пленарном заседании  Госсобрания (Ил Тумэн) РС (Я) рассмотрен  вопрос о назначении на должности аудиторов Счетной палаты РС (Я). Кандидатуры, представленные председателем СП РС (Я) Е. Марковым, парламентом одобрены и назначены. Ими стали директор ООО «Группа Фин-ЭК» Елена Лукина, начальник правового отдела Управления Федеральной налоговой службы по РС (Я) Елена Пищулина, глава МР «Мегино-Кангаласский улус (район)» Владимир Птицын, заместитель начальника Департамента бюджетной, налоговой политики и рыночной инфраструктуры Министерства экономики и промышленной политики РС (Я) Майя Рязанская, главный инспектор Контрольного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) Екатерина Федорова, заместитель руководителя Департамента АПК, ЖКХ, СМИ и социальной сферы Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я) Елена Хиль.

¨¨¨

 

Счетная палата Республики Саха (Якутия) начала свою основную деятельность  с начала 2012 года в соответствии с  целями и задачами, определенным Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Республики Саха (Якутия) «О Счетной палате Республики Саха (Якутия)» и Регламентом Счетной палаты Республики Саха (Якутия).

Счетная палата осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с контрольными органами, органами государственной власти и правоохранительными органами республики на основании заключенных соглашений о взаимодействии и сотрудничестве. Данная работа ведется в целях своевременного выявления, предупреждения и пресечения правонарушений в сфере бюджетного, антикоррупционного законодательства, а также законодательства в сфере государственной и муниципальной службы.

24 февраля 2012 года подписано Соглашение о сотрудничестве между Счетной палатой Российской Федерации и Счетной палатой Республики Саха (Якутия). Также подписано Соглашение о взаимодействии Счетной палаты Российской Федерации и Счетной палатой Республики Саха (Якутия) при использовании и эксплуатации государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов Российской Федерации.

Решением Президиума Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации Счетная палата Республики Саха (Якутия) принята в члены АКСОР.

¨¨¨

 

Основной организационной формой деятельности Счетной палаты являются заседания коллегии Счетной палаты, в состав которой входят Председатель Счетной палаты, его заместитель и аудиторы. Состав коллегии утвержден 6 марта 2012 года приказом Счетной палаты Республики Саха (Якутия).

К компетенции коллегии Счетной палаты относится рассмотрение на своих заседаниях следующих вопросов:

1) о проекте плана работы Счетной палаты;

2) об изменениях структуры и штатного расписания Счетной палаты;

3) о годовом отчете о деятельности Счетной палаты;

4) об отчете аудиторов Счетной палаты;

5) о стандартах внешнего государственного финансового контроля и об общих требованиях к стандартам внешнего муниципального финансового контроля;

6) о методических рекомендациях по проведению контрольных мероприятий;

7) об итогах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты;

8) о направлении представлений и предписаний Счетной палаты;

9) иных вопросов, предусмотренных Регламентом Счетной палаты.

 Порядок работы коллегии Счетной палаты определен Регламентом Счетной палаты.

Первое заседание коллегии Счетной палаты Республики Саха (Якутия) состоялось  14 марта 2012 года, где  утверждена структура Счетной палаты РС (Я), определены направления деятельности аудиторов, утвержден Регламент Счетной палаты РС (Я), рассмотрен проект Порядка планирования работы Счетной платы РС (Я) и одобрен план работы Счетной палаты РС (Я) на 2012 год.

Ежегодно план работы Счетной палаты Республики Саха (Якутия) с учетом предложений Главы, поручений Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) утверждается на Коллегии Счетной палаты Республики Саха (Якутия).

Создан официальный сайт в сети Интернет, целью которого является стремление сделать результаты деятельности Счетной палаты Республики Саха (Якутия) доступными для широкой общественности. Информируя органы государственной власти и общественность о результатах работы, Счетная палата Республики Саха (Якутия) готова к сотрудничеству с коллегами из других органов власти, к взаимодействию с ведомствами и общественными организациями, к диалогу со средствами массовой информации.

Счетная палата Республики Саха (Якутия) при осуществлении внешнего государственного финансового контроля руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), законодательством Республики Саха (Якутия), а также стандартами внешнего государственного финансового контроля.  Коллегией Счетной палаты принято решение при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий  в первый  год деятельности использовать стандарты финансового контроля и методических указаний Счетной палаты Российской Федерации, Ассоциации контрольно-счетных органов России и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и с 2013 года приступить к разработке стандартов организации деятельности, стандартов финансового контроля, а также о подготовке общих требований к стандартам внешнего муниципального финансового контроля для контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории Республики Саха (Якутия).

В течение 2013 года Счетной палатой разработаны и утверждены стандарты финансового контроля и организации деятельности Счетной палаты и общие требования к структуре и содержанию стандартов. 

¨¨¨

 

Счетной палатой проведено в 2012 году – 58, в 2013 – 87, в 2014 – 94 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

В ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий установлены нарушения бюджетного, бухгалтерского законодательства, в том числе несоблюдения принципов адресности и целевого характера,  результативности и эффективности использования бюджетных средств, несоблюдения порядка ведения бюджетного учета, правил ведения бухгалтерского учета, сроков представления бухгалтерской отчетности, законодательства о государственных закупках  при исполнении главными администраторами (администраторами) бюджетных средств обязательств по государственным контрактам, положений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, нарушения положений других нормативных правовых актов, уставных документов, условий заключенных договоров.

Контрольными мероприятиями охвачены в 2012 году – 101, в 2013 году – 90, в 2014 году – 115 объект проверки.

Общая сумма нарушений составила в 2012 году – 2 376,4 млн рублей, в 2013 году – 7244,2 млн рублей, в 2013 году – 4142,8 млн рублей, в том числе нецелевое использование средств в 2012 году – 30,2 млн рублей,  в 2013 году – 161,6 млн рублей, в 2014 году – 20,9 млн рублей, неэффективное использование средств в 2012 году – 676 млн рублей, в 2013 году – 963,4 млн рублей, в 2014 году – 1287,5 млн рублей.

Устранены нарушения в 2012 году на сумму 814,9  рублей, в 2013 году млн – 2698,0 млн рублей, в 2014 году – 1020,8 млн рублей, из них обеспечен возврат в бюджет в 2012 году – 8,4 млн рублей, в 2013 году – 412,0 млн рублей, в 2014 году – 819,6 млн рублей.

Итоги контрольных и экспертно-аналитических мероприятий размещаются на сайте Счетной палаты Республики Саха (Якутия).

 

¨¨¨

 

По инициативе муниципальных контрольно-счетных органов и Счетной палаты Республики  Саха (Якутия) 29 марта 2012 года состоялась учредительная конференция государственных и муниципальных контрольно-счетных органов Республики Саха (Якутия) по созданию объединения контрольно-счетных органов республики. В работе учредительной конференции приняли участие руководство и аудиторы Счетной палаты Республики Саха (Якутия), руководители контрольно-счетных органов муниципальных образований, руководитель Совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия) – Ассоциации межмуниципального сотрудничества.

Конференция приняла решение о создании Ассоциации контрольно-счетных органов Республики Саха (Якутия) со статусом юридического лица. Подписан Договор о создании и деятельности Ассоциации контрольно-счетных органов Республики Саха (Якутия).

Членами Ассоциации контрольно-счетных органов Республики Саха (Якутия) стали 10 контрольно-счетных органов: Счетная палата Республики Саха (Якутия), Контрольно-счетная палата города Якутска, Контрольно-счетная палата Муниципального района «Хангаласский улус» Республики Саха (Якутия), Контрольно-счетная палата муниципального района «Мегино-Кангаласский улус», Контрольно-счетная Палата муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия), Контрольно-счетная палата муниципального образования «город Мирный», Контрольно-счетная палата Муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия), Контрольно-счетная палата Муниципального района «Сунтарский улус (район)», Контрольно-счетная палата муниципального образования «Нерюнгринский район», Контрольный орган муниципального образования «Ленский район».

Председателем созданного объединения конференция избрала председателя Счетной палаты Е.Е. Маркова, заместителем председателя Ассоциации – председателя Контрольно-счетной палаты ГО «Город Якутск» А.И. Николаева.

В тот же день проведено первое заседание Президиума Ассоциации, где избран состав Президиума и утвержден План работы Ассоциации контрольно-счетных органов Республики Саха (Якутия) на 2012 год. Также на Президиуме утверждено положение о конкурсе на звание «Лучший финансовый контролер Республики Саха (Якутия)». Конкурс призван выявить лучших специалистов в области государственного и муниципального финансового контроля, способствовать обмену опытом между участниками конкурса и специалистами членов Ассоциации контрольно-счетных органов Республики Саха (Якутия) в области государственного и муниципального финансового контроля, бухгалтерского учета, финансового анализа, стимулировать сотрудников контрольно-счетных органов в совершенствовании профессиональной деятельности. По результатам конкурса победителям будут вручаться дипломы.

29 июня 2012 года прошла II Конференция Ассоциации контрольно-счетных органов (государственных и муниципальных) Якутии. В работе конференции приняли участие все члены Ассоциации - представители контрольно-счетных органов из 9 муниципальных районов.

На конференции были рассмотрены различные вопросы: от внутренних организационных до вопросов участия в общероссийских мероприятиях, проводимых под эгидой Счетной палаты Российской Федерации и Ассоциации контрольно-счетных органов России. Открыл конференцию председатель Ассоциации контрольно-счетных органов республики, председатель Счетной палаты РС (Я) Егор Марков. Он ознакомил участников конференции с основными направлениями деятельности и рассказал о ряде важных соглашений, достигнутых для совершенствования совместной работы.

По итогам работы конференции было утверждено «Положение о размерах, порядке и сроках уплаты вступительных, членских взносов и взносов целевого финансирования членами Ассоциации контрольно-счетных органов республики».

Счетной палатой Республики Саха (Якутия) заключены соглашения о сотрудничестве с 13 представительными органами муниципальных образований, 17 с контрольно-счетными органами муниципальных образований. Сотрудниками Счетной палаты Республики Саха (Якутия) проводятся консультации представителям органов муниципальных образований республики по разработке документов, необходимых при создании контрольно-счетного органа муниципального образования Республики Саха (Якутия), при предоставлении отчетных данных.

18 апреля 2014 года проведен семинар-совещание контрольно-счетных органов республики, на котором сотрудники Счетной палаты Республики Саха (Якутия) выступили с докладами на темы: «Порядок предоставления отчета о деятельности муниципальных контрольно-счетных органов республики»,  «Основные требования при проведении внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) за 2012 год. Типовые нарушения бюджетного законодательства  при проверках муниципальных образований» и «Годовой бухгалтерский отчет Ассоциации контрольно-счетных органов Республики Саха (Якутия) за 2013 год, смета доходов и расходов Ассоциации контрольно-счетных органов Республики Саха (Якутия) за 2014 год».

В апреле 2014 года на состоявшейся V Конференции Ассоциации контрольно-счетных органов Республики Саха (Якутия) был заслушан отчет Ассоциации контрольно-счетных органов Республики Саха (Якутия) за 2013 год, содержащий основные показатели деятельности муниципальных контрольно-счетных органов и Счетной палаты Республики Саха (Якутия), совместной деятельности контрольно-счетных органов, задачи и перспективы деятельности Ассоциации.

За три года работы Ассоциации контрольно-счетных органов Республики Саха (Якутия) по итогам конкурса на звание «Лучший финансовый контролер Республики Саха (Якутия)» стали Пантелеев В.Д., аудитор КСП г. Якутска и Нестеров М.О., старший аудитор КСП МО «Мирнинский улус (район)».

На 1 января 2015 года на территории республики создано 38 муниципальных контрольно-счетных органов, в том числе со статусом юридического лица осуществляет свою деятельность 17 муниципальных контрольно-счетных органов.

 28 ноября 2014 года на Собрании представителей контрольно-счетных органов было принято решение – создание Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Республики Саха (Якутия) в целях совершенствования взаимодействия контрольно-счетных органов Республики Саха (Якутия), обмена опытом, обобщения и рассмотрения результатов деятельности контрольно-счетных органов, выработка единых подходов по вопросам планирования и проведения мероприятий. В связи с  принятием решения членов Ассоциации контрольно-счетных органов Республики Саха (Якутия) о ее ликвидации она прекратила свою деятельность.

 

Счетная палата Республики Саха (Якутия) сегодня – это динамически развивающийся орган внешнего государственного финансового контроля, играющий одну из ключевых ролей в бюджетном процессе и влияющий на формирование бюджетной политики республики.